| Новости Днепропетровска и Украины на сайте  www.prodnepr.dp.ua 
 [Дата размещения новости на сайте 2013-02-18 22:06:28]
 "Сан" - японская классика на  днепропетровской сцене
 
 [ полный текст новости ]
 
  
 Есть такие интересные пьесы, наподобие айсберга, когда на поверхности лишь часть, а все основное - внутри. Сюжета вроде и нет, но когда 
начинаешь погружаться в материал,  открывается очень многое.
 
 Такова пьеса  Дзюнъитиро Танидзаки   “О-Куни и Го-Хэй”, героев которой  
взяла на себя смелость оживить и перенести на современную сцену молодой днепропетровский режиссер Виктория Чернова.
 
 Пьеса  японского писателя и драматурга первой половины 20-го века Дзюнъитиро Танидзаки, о которой  ничего не знает наш зритель, была выбрана и поставлена в конце 2012 года в Днепропетровском Доме искусств как некоммерческий 
проект. Спектакль стал своеобразной  антрепризой, когда актеры разных театров собираются вместе и делают совместный проект на нейтральной 
территории. Третий премьерный спектакль «Сан» по пьесе  “О-Куни и Го-Хэй” Дзюньитиро Танидзаки показал, что это очень интересный эксперимент, и 
аншлаги тому подтверждение.
 
 17 февраля  в камерной уютной обстановке Днепропетровского арт-центра «Квартира» зрители смогли прикоснуться к версии японской драмы в  совместном проекте  театра 
«Верим!» и Днепропетровского театра им. М.Горького.
 
 Виктория Чернова, актриса Днепропетровского театра "Верим!", в своей дебютной режиссерской работе  сумела раскрыть для зрителя  пьесу Дзюнъитиро Танидзаки, которого называют "японским Чеховым", и сделать постановку максимально понятной, убирая все лишнее.
 
 Пьеса написана для традиционного японского театра "Но", где все регламентировано: вступление, кульминация и финал, им соответствует исполнительская 
манера. Режиссер Виктория Чернова и актеры, сыгравшие японских персонажей, не стремились воссоздать японский театр, а только слегка прикоснулись 
к традициям театров "Но", "Кабуки", с его специфическим методом гримирования, "Театра Теней". Не стремились воссоздать и европейский театр с его 
условностями.
 
 "Мы пытались найти территорию между стилями. В идеале мы планировали  сделать грим театра Кабуки - яркий, устрашающий. Но до такой степени 
погружения в материал мы еще не дошли - наверное, чем глубже будем погружаться, тем больше будем отбеливать и гримировать лица" - сказала 
Виктория Чернова в интервью интернет-порталу prodnepr.dp.ua. -
 "Мы собираемся спектакль развивать вглубь, хочется продолжения, "второй серии". Спектакль должен "обрасти мясом", подробностями".
 
 Путь спектакля был очень трудным.  Помогла стипендия городского головы Днепропетровска Ивана Куличенко, которая и пошла на постановочный процесс. 
Репетиции длились целый год.
 
 Актеры Днепропетровского театра имени Горького Яков Ткаченко (Го-Хэй), заслуженная артистка Украины Людмила Воронина (О-Куни), актриса Днепропетровского театра русской драмы имени Горького   и  Евгений Звягин 
(Тиманодзю) долго собирали материал для пьесы - смотрели японские фильмы, читали историю Японии.
 
 Большую работу проделали хореограф (Елена Ряпулова) и художник-постановщик (Мария Ткаченко).
 
 Художник Мария Ткаченко  работала с японским материалом и раньше, занималась иллюстрациями японской поэзии, а для хореографа  Елены Ряпуловой 
японская хореография - это увлечение.
 
 В пьесе много непонятного для европейца. Трудно понять психологию героев, не зная традиционной установки: благо для низшего (слуги) служить 
опорой высшему (господину), как земля служит опорой небу.
 
 Го-Хэй стремится быть верным слугой и выполнить свое назначение в этой жизни -  доказать свою преданность убитому господину и госпоже О-Куни. Только так  слуга 
может чувствовать себя самураем (кстати, слово «самурай» происходит от глагола «самурау» – «служить»), это  высшая награда. Го-Хэй хочет  
отомстить, сразиться с врагом и выполнить свой долг, без него он не человек, ибо не может быть человеком тот, кто не выполнил свой долг.  
Но, выполнив долг, он убивает человека, и сам при этом становится жертвой. Такое вот кармическое колесо.
 
 Мода на все японское - кухню, дизайн, поэзию, единоборства - принесла в нашу жизнь и понимание многих японских слов. В пьесе  все же много непонятных 
слов и выражений, но заключительная мантра героев спектакля - «Наму Амида буцу» - "только обретя  полную веру можно  родиться в Чистой Земле" перекликается с христианским постулатом "каждому - по вере его".
 
 Одноактный спектакль «Сан» по пьесе  “О-Куни и Го-Хэй” Дзюньитиро Танидзаки оказался не только поэтически-красивым, но и познавательным. Открытие иной культуры, другой цивилизации через судьбы персонажей помогает узнать больше о себе и своем месте в мире.
 
 Хорошо, что высокая мировая драматургия нашла свой путь на днепропетровскую сцену, ведь, по   словам самого Танидзаки: подлинное искусство не может остаться безвестным, оно находит себе дорогу так же естественно, как  вырастают деревья и травы, распускаются цветы…
 
 
 
 Вернуться в каталог новостей Днепропетровска и Украины
 
 
 
 
 | 
 
 
 |